1 На правах рукописи
Гринева Мария Сергеевна
Внутренняя позиция школьника современного первоклассника (в условиях мегаполиса)
19.00.13. — психология развития, акмеология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва 2011
2Работа выполнена на факультете психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета
Научный руководитель: | доктор психологических наук, профессор Поливанова Катерина Николаевна |
Официалные оппоненты: | доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека "Дубна" Венгер Александр Леонидович кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии Института психологии им. Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета Рябова Татьяна Владимировна |
Ведущая организация: | Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова |
Защита диссертации состоится «24» февраля 2011 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д — 850.013.01 при Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: 127051, Москва, ул. Сретенка, д.29.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.
Автореферат разослан «__» __________ 2011 г.
| |
| |
| |
Ученый секретарь диссертационного совета | И. Ю. Кулагина |
3 Общая характеристика работы
Диссертация посвящена изучению содержания и динамики развития внутренней позиции школьника у детей в возрасте пяти — семи лет в условиях современного мегаполиса. В работе рассмотрены особенности становления внутренней позиции школьника, проанализированы изменения в ее содержании и динамике в сравнении с данными 80-х годов ХХ века.
Актуальность исследования. За последние десятилетия произошли существенные изменения в обществе, в образовании, снизился порог начала обучения, выросли требования школы к предметной подготовке первоклассников, появилось множество альтернативных дошкольному образованию программ подготовки к школе, изменилось само отношение к обучению в школе у детей и взрослых. Отмена школьной формы, приближение форм и содержания подготовки к школе к учебной деятельности, насыщенность дошкольного детства специальными школьными атрибутами (тетрадями, учебниками, портфелями и т. д.) привели к стиранию внешних границ между дошкольным и младшим школьным возрастами (Е. О. Смирнова, О. В. Гударева, Н. И. Гуткина, Е. Е. Кравцова). Тем не менее у многих первоклассников наблюдаются низкие показатели адаптации и симптомы школьной дезадаптации (И. В. Дубровина, Н. Г. Салмина, В. Е. Каган, А. А. Северный, М. В. Максимова и др.).
Понимание психологической адаптации к школе как процесса освоения ребенком школьной действительности заставляет вновь обратиться к понятию внутренней позиции школьника, личностному образованию, ответственному за динамику освоения ребенком школьной жизни (О. В. Карабанова, Л. И. Божович, Н. И. Гуткина).
Впервые понятие внутренней позиции школьника (ВПШ) было введено в начале 50-х годов ХХ века (Л. И. Божович). Внутренняя позиция школьника определяется как субъективная составляющая социальной ситуации развития ребенка на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста и накладывающая свой отпечаток на развитие всей личности ребенка в этот период (К. Н. Поливанова, О. В. Карабанова). Позиционное заявление первоклассника «Я — школьник» имеет непосредственное отношение к развитию самосознания. Желание ходить в школу и получать новые знания отражает изменения в мотивационно-потребностной сфере. Переживания нового социального статуса рождают новые чувства и эмоции. Внутренняя позиция школьника выражается через определенные формы поведения, соответствующие роли ученика. Столь значительное влияние внутренней позиции школьника позволяет говорить о ней как о центральном личностном новообразовании кризиса семи лет.
Однако большинство конкретно-психологических исследований (Л. И. Божович, Л. С. Славина, Т. А. Нежнова, М. Р. Гинзбург, А. Л. Венгер, А. Д. Андреева и др.) внутренней позиции школьника, на которые опирается современная отечественная возрастная психология, были проведены до начала 90-х годов прошлого века. С учетом изменений в обществе и в образовательной системе прежние данные о развитии внутренней позиции
4школьника не могут быть прямо отнесены к сегодняшним социальным реалиям и нуждаются в дополнении и конкретизации результатами новых исследований.
Таким образом, актуальной является постановка проблемы изучения внутренней позиции школьника в современных условиях, дифференциации собственно психологических и относительно устойчивых характеристик психологического облика первоклассников и изменяющихся, обусловленных современными реалиями компонентов.
Объект исследования: характеристики внутренней позиции школьника современного первоклассника в контексте личностной готовности к школе.
Предмет исследования: особенности и динамика становления внутренней позиции школьника современного первоклассника.
Цель исследования: выявить содержательные характеристики внутренней позиции школьника в структуре личностной готовности к школе и динамику ее становления у современных первоклассников.
Гипотеза исследования:
На фоне изменяющихся условий проживания конца дошкольного — начала школьного периодов развития внутренняя позиция школьника сохраняет общую логику своего становления; место ВПШ в структуре личностной готовности к школе меняется; ВПШ и связанные с ней характеристики личностной готовности к школе у детей в возрасте от пяти до семи лет развиваются гетерохронно.
Верификация гипотезы исследования требует решения следующих задач:
1) раскрыть основные теоретические подходы к понятию «внутренняя позиция школьника»;
2) теоретически определить содержание внутренней позиции школьника в контексте личностной готовности к школе.
3) экспериментально описать динамику становления внутренней позиции школьника от пяти к семи годам (у современных детей);
4) изучить связи между внутренней позицией школьника и смежными с ней компонентами личностной готовности к школе современных детей пяти-семи лет;
5) описать возрастную динамику становления компонентов личностной готовности к школе на основе данных лонгитюдного исследования;
6) провести сопоставительный анализ полученных результатов с данными 80-х гг. ХХ века для выявления специфических особенностей личностной готовности к школе, обусловленных современной социальной действительностью.
Методологической основой исследования является культурно-историческая и деятельностная парадигма, сложившаяся в отечественной психологии, выработанные в них представления о структуре и развитии личности ребенка в онтогенезе.
В процессе решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его целям:
5• анализ научных философских, психологических, социологических источников и диссертационных исследований по проблеме;
• методы психологической диагностики;
• методы математической статистики.
Достоверность полученных результатов исследования обеспечивалась непротиворечивыми исходными методологическими позициями, теоретической обоснованностью плана исследования, комплексностью и системностью исследовательских процедур и их адекватностью целям и задачам исследования, достаточной численностью выборки.
База исследования. Основная исследовательская работа проводилась на базе дошкольных образовательных учреждений и школ города Москвы.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2004 по 2008 гг.:
1-й этап (2004—2005 гг.) — поисково-аналитический. Изучение состояния проблемы в науке и практике, выявление основных проблем и противоречий в изучении внутренней позиции школьника, формулирование гипотезы, определение методологических единиц исследования, подбор методов и плана исследования.
2-й этап (2005—2007 гг.) — исследовательский. Проведение исследовательских процедур с целью проверки гипотезы, выбор методов статистики, первичная обработка результатов.
3-й этап (2007—2008 гг.) — заключительный. Обобщение, систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, оформление теоретических и практических выводов диссертационного исследования.
В работе использован последовательный план, который представляет собой сочетание поперечных срезов, временного лага и лонгитюдного подхода.
Описание выборки. В исследовании приняли участие дети пяти, шести и семи лет. Дети пяти и шести лет — воспитанники старших и подготовительных групп детского сада города Москвы, дети семи лет — ученики первых классов московских общеобразовательных школ.
Научная новизна и теоретическая значимость. Исследование развивает и дополняет основополагающие тезисы культурно-исторической теории о конкретном историческом характере детского развития (на примере развития показателей внутренней позиции школьника и связанных с ней показателей личностной готовности к школе). Раскрывает содержание личностной готовности к школе и динамику ее становления у современных детей от пяти к семи годам.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы для создания программ психологической адаптации детей к школе с целью профилактики у них высокой школьной тревожности, самосознания «неуспевающего» ученика, нежелательных отклонений в становлении учебной деятельности. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при чтении курсов лекций по
6возрастной психологии, теории и методики развития игровой деятельности, спецкурсов на факультетах педагогики и методики дошкольного образования, педагогики и методики начального образования, а также включены в программы курсов повышения квалификации.
Апробация работы: основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр культурно-исторической психологии и возрастной психологии Московского городского психолого-педагогического университета (2004—2007 гг.), на заседаниях кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского гуманитарного педагогического института (2008—2010 гг.), докладывались на научно-практических конференциях «Молодые ученые Московскому образованию» (МГППУ, 2005 г., 2006 г.), были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Ребенок в современном обществе» (МГППУ, 2007 г.), обсуждались на круглом столе «Выпускник ДОУ. Какой он?» (МИОО, 2010 г.). Также часть результатов исследования вошла в очерк по возрастной психологии для работников социальной сферы, составленный диссертантом в соавторстве.
Положения, выносимые на защиту:
1. Общая логика развития внутренней позиции школьника у современных детей характеризуется следующей динамикой: от общего эмоционального принятия школьной действительности к более реалистичному и содержательному отношению к школе.
2. У современных детей в период от пяти к семи годам происходит структурная перестройка компонентов личностной готовности к школе: место внутренней позиции школьника и ее связь с другими компонентами личностной готовности претерпевает существенные изменения.
3. В возрасте пяти и шести лет признак пола является значимым для развития мотивов учения: у большинства девочек мотивы учения развиты на более высоком уровне, чем у мальчиков того же возраста.
4. В возрасте пяти-семи лет познавательный и социальный учебные мотивы развиваются относительно независимо друг от друга.
5. Отдельные аспекты личностной готовности к школе в период от пяти до семи лет развиваются гетерохронно. От пяти к шести годам интенсивно развиваются учебные мотивы, а после шести лет — познавательный мотив и компоненты раннего образа Я.
6. Современные дети, поступающие в школу, существенно отличаются от своих сверстников 80-х гг. ХХ века: эти отличия обнаруживаются в сфере самосознания и содержании внутренней позиции школьника.
Структура и объем диссертации. Текст диссертации состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии, содержит таблицы, схемы, диаграммы и приложения. Общий объем диссертации составляет 149 страниц.
7 Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяются объект, предмет, цель, гипотезы и задачи, характеризуются методологические основы исследования, раскрывается научная новизна и практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту.
Первая глава «Общая характеристика психологических особенностей ребенка на рубеже дошкольного и школьного детства» посвящена изучению основных характеристик дошкольного возраста. Рассмотрено содержание и динамика в дошкольном возрасте таких компонентов личностной готовности к школе, как внутренняя позиция школьника, мотивы учения, самосознание, особенности становления учебных форм поведения от 5 к 7 годам.
В дошкольном возрасте сфера интересов ребенка переносится из области мира предметов в область мира людей и их отношений. Осмысление, освоение сферы смыслов человеческой деятельности возможно для ребенка через игровую деятельность, где он примеряет на себя социальные роли, модели поведения взрослых людей. Влияние игровой деятельности на развитие ребенка очень велико, что позволило Д. Б. Эльконину говорить о ней как о ведущей деятельности дошкольного возраста.
В игровой деятельности формируются такие новообразования возраста, как произвольность, иерархия мотивов, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная формы общения с взрослым, развитие воображения. Происходит развитие интеллектуальной сферы (становление умственных действий с опорой на речь, децентрация), формируется качественно новое личностное образование — внутренняя позиция школьника.
Разными авторами подчеркивается, что внутренняя позиция школьника необходима для принятия и выполнения ребенком учебных задач, построения качественно новых учебных отношений с взрослым (учителем) и сверстниками (одноклассниками), формирования нового отношения к себе как активному и ответственному члену общества (Т. А. Нежнова, Л. И. Божович, Н. И. Гуткина, Т. Ю. Андрущенко, Г. М. Шашлова, О. В. Карабанова).
По мнению Т. А. Нежновой, структура внутренней позиции школьника включает следующие компоненты: общее отношение к школе, отношение к школьным заданиям, к учителю, школьным нормам и правилам. Основное направление становления внутренней позиции школьника в период от шести к семи годам состоит в постепенном переходе от ориентации на внешнюю, формальную сторону школьной жизни, через осознание социальной значимости учения к интересу к содержательному, собственно учебному ее компоненту (Т. А. Нежнова).
Внутренняя позиция создает мотивационный вектор направленности ребенка на исследование новых форм деятельности и сотрудничества и их присвоение посредством утверждения себя в новой социальной роли и статусе (О. В. Карабанова).