Сатари В. В. Особенности воображения младших школьников с детским церебральным параличом: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Московский городской психолого-педагогический университет. — М., 2012. — 26 с. — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=230506.
Аннотация:
Диссертационное исследование посвящено изучению особенностей воображения младших школьников с разными клиническими проявлениями ДЦП. Было высказано предположение о том, что развитие воображения младших школьников с ДЦП имеет более медленный темп (по сравнению с нормально развивающимися школьниками). Кроме того, это развитие может быть охарактеризовано как обладающее низким уровнем сформированной способности к переконструированию и комбинированию приобретаемого опыта. Автор предполагает, что использование профилактической программы, которая была разработана в ходе исследования, может повлиять на развитие сферы воображения. Эксперимент, который описывается в работе был проведен на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения «Раменки» (ЦПМСС «Раменки»), школы надомного обучения № 542 и школы VI вида № 47 при детской психоневрологической больнице (ДПНБ) № 18 (2008-2010 год). Сравнение детей, которые воспитывались в различных социальных условиях, происходило по различным основаниям. В качестве методик исследования для контрольной группы были использованы: исследование воссоздающего воображения (с использованием методических рекомендаций О. В. Боровика), которое заключается в чтении детям рассказа с последующим рисованием и рассказом ребенка по рисунку; краткий тест творческого мышления (КТТМ) (на основании теста Поля Торренса и тест — «Эскизы» (субтест № 6. Автор Е. Туник). Были использованы показатели беглости и гибкости. Также были использованы методики: копирование фигуры Тейлора, которое при необходимости дополнялось использованием зрительно-моторного гештальт теста Л. Бендер; оценка творческого потенциала детей с ДЦП при конструировании из плоских геометрических фигур (Авторская методика Коноваленко С. В.). Для экспериментальной группы описанные выше методики были адаптированы в соответствии с целью и задачами исследования. В экспериментальной группе дополнительной был использован психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников (автор — Л. И. Переслени, 1996) (для того, чтобы исключить из выборки педагогически запущенных детей). По результатам исследования было установлено, что отсутствует прямая корреляционная связь между клинической формой ДЦП, тяжестью двигательных расстройств и данными о развитии воображения; количественные и качественные характеристики воображении детей с различными формами ДЦП отличаются от нормы особенностями развития и функционирования; у детей с ДЦП установлено комплексное и всестороннее нарушение воображения. Также было установлено, что низкие показатели продуктивной деятельности воображения у детей с ДЦП способствуют отставанию таких процессов как: восприятие, опосредованное запоминание, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Семейное воспитание также коррелирует с творческой составляющей воображение (но не фактор полная / неполная семья). Также комплекс, который был предложен в исследовании, помогает спрогнозировать оптимальные условия обучения для детей с ДЦП. Отдельно автор отмечает, что занятия, которые были разработаны им в рамках исследования, помогли улучшить динамику развития детей с ДЦП.
• Открыть карточку в Электронном каталоге:
230506