Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1
p class=tit1>На правах рукописи

Жилинская Алиса Викторовна

РАЗВИТИЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
(НА МАТЕРИАЛЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Специальность: 19.00.13 — Психология развития, акмеология

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук

Москва — 2015

2

Работа выполнена на кафедре возрастной психологии ГБОУ ВПО
«Московский городской психолого-педагогический университет»

 

 

Научный руководитель:

доктор психологических наук, профессор
Обухова Людмила Филипповна

Официальные оппоненты:

Цукерман Галина Анатольевна
доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт» Российской академии образования

 

Леонтович Александр Владимирович
кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора ГБПОУ «Воробьевы горы»

Ведущая организация:

ФГБОУ ВО МГУ им. М. В. Ломоносова

Защита диссертации состоится 29 октября 2015 года в 12 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01, созданного на базе Московского городского психолого-педагогического университета, по адресу: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, 29, ауд. 414.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета и на сайте МГППУ (http://мгппу.рф/).

Автореферат разослан «___» августа 2015 года

 

 

Ученый секретарь
диссертационного совета

Кулагина И. Ю.

3

Общая характеристика работы

Исследование посвящено проблеме развития целеполагания у старших подростков в школе мыследеятельностной педагогики.

Актуальность темы исследования. Согласно Л. С. Выготскому, в подростковом возрасте происходит интеллектуализация высших психических функций, в том числе и воли, что выражается в появлении способности ставить цели и подчинять им свое поведение. Приобретение способности к постановке целей делает возможным осознанное и ответственное участие человека в деятельности, воплощение в ней тех ценностей, которые важны для человека, как представителя культуры.

В деятельностном подходе цель рассматривается как образ будущего результата, имеющий побудительную силу благодаря связи с мотивом (А. Н. Леонтьев, О. К. Тихомиров). Постановка цели предполагает наличие у субъекта временной перспективы, сформированных культурных и ценностных оснований деятельности (С. Л. Рубинштейн, Г. П. Щедровицкий, Н. Г. Алексеев, В. В. Давыдов, Ю. В. Громыко, Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан, Ж. Нюттен).

О. К. Тихомиров с сотрудниками провел ряд лабораторных экспериментов по изучению целеобразования в процессе решения мыслительных задач. Он видел перспективу исследований в изучении целеобразования в условиях реальной жизни и деятельности.

В рамках мыследеятельностного подхода разрабатываются и внедряются в практику специальные образовательные формы, предполагающие творческое участие старшего подростка в жизни современного общества. К ним можно отнести социально-образовательные проекты, детско-взрослые производства, эпистемотеку (Ю. В. Громыко, Н. В. Громыко, Л. Н. Алексеева, Е. В. Хижнякова, А. С. Лазарев, А. В. Гуревич, Р. Г. Каменский, Н. Б. Ковалева, С. И. Краснов, В. К. Рябцев и др.). Именно в условиях реальной деятельности возможно развитие способности целеполагания, поэтому очень важно исследовать возникновение и развитие целеполагания у подростков, участвующих в подобных образовательных формах.

Многие современные зарубежные исследования посвящены выявлению факторов, оказывающих влияние на формирование целеполагания у подростков. К таким факторам относятся тип школы, этническая и культурная принадлежность семьи подростка, социальный статус и место проживания семьи (город/сельская местность), цели родителей, выраженность родительского контроля, пол подростка, возраст, уровень интеллекта, самоуважение, восприятие себя в качестве действующего лица,

4

воспринимаемая подростком поддержка со стороны семьи и учителей (J.-E. Nurmi, H. Pulliainen, K. Marjoribanks, I. Schoon, P. A. Creed и др.).

Однако важным для образовательной практики и недостаточно исследованным остается вопрос о том, какими должны быть условия, которые могут быть спроектированы работниками образования для развития у старших подростков способности к целеполаганию. Особого внимания требует процесс становления у старших подростков способности к постановке целей с опорой на осознанные ценности и идеалы. Выявление и анализ психолого-педагогических условий осуществления старшим подростком целеполагания, и условий, способствующих развитию этой способности, является одним из важных условий успешной реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС).

Цель исследования — выявление условий осуществления целеполагания; выделение уровней развития целеполагания и механизмов их смены; описание роли взрослого в создании условий, способствующих развитию целеполагания у старших подростков.

Объект исследования — целеполагание в подростковом возрасте.

Предмет исследования — развитие целеполагания у старших подростков в условиях коллективной проектной деятельности.

Общая гипотеза исследования: развитию у старших подростков целеполагания может способствовать специально организованная проектная деятельность, в рамках которой созданы внешние и внутренние условия для выработки подростками оснований действий и повышения уровня осознания своего участия в совместной деятельности.

Частные гипотезы исследования:

1.   К внутренним (психологическим) условиям осуществления целеполагания можно отнести восприятие актуальной ситуации как требующей личного действия; сформированные нормы, идеалы и ценности; умение обнаружить разрыв между актуальной ситуацией, с одной стороны, и нормами, идеалами, ценностями, — с другой, а также умение преодолеть обнаруженный разрыв с опорой на знания о ситуации, средствах деятельности и своих возможностях как деятеля.

2.   К внешним (психолого-педагогическим) условиям осуществления целеполагания можно отнести организацию коллективной деятельности, в рамках которой подростки совместно с взрослым формулируют идеалы, нормы и ценности; проектируют и проводят занятия с младшими школьниками в форме образовательной организационно-деятельностной игры; участвуют в рефлексии и осознании причин успехов и неудач в целеполагании.

5

3.   Трудности целеполагания у старших подростков могут быть связаны с несформированностью его внутренних условий и спонтанной практикой вовлечения подростков в реализацию инициативы с пропуском развернутого этапа постановки цели.

Задачи исследования:

1.   Проанализировать научные источники по теме исследования, дать характеристику подросткового возраста, описать способы постановки целей, проанализировать внутренние и внешние условия развития целеполагания.

2.   На основе анализа трудностей целеполагания разработать средства и условия психолого-педагогической работы, способствующей развитию целеполагания у старших подростков.

3.   Проверить гипотезы о развитии целеполагания в старшем подростковом возрасте в условиях коллективной проектной деятельности.

4.   Описать в виде модели основные уровни развития целеполагания и механизмы их смены.

Методологическую основу исследования составляют: культурно-историческая теория (Л. С. Выготский), психологическая теория деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), учение о формировании психических процессов (П. Я. Гальперин), теория развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов), психологический анализ развития личности в подростковом возрасте (Л. И. Божович, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман, Д. И. Фельдштейн), концепции периодизации психического развития (Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон), концепции воли (В. Джемс, П. Я. Гальперин, В. А. Иванников, В. К. Котырло), методологическая теория мыследеятельности (Г. П. Щедровицкий, Н. Г. Алексеев и др.), мыследеятельностный подход к содержанию образования (Ю. В. Громыко, Д. Б. Дмитриев, Л. Н. Алексеева, Н. В. Громыко, О. И. Глазунова, А. С. Лазарев и др.).

Методы исследования:

1.   Включенное наблюдение.

2.   Анализ единичного случая (case study).

3.   Обучающий эксперимент (образовательный проект, образовательные организационно-деятельностные игры с учащимися, сценирование учебной ситуации).

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось с 2004 по 2014 год на базе ГБОУ СОШ № 1314 г. Москвы. Данная школа была создана в 1990 году коллективом представителей мыследеятельностного подхода в образовании (Ю. В. Громыко, Д. Б. Дмитриев, Ю. В. Крупнов и др.) Основная цель данной школы — развитие теоретического мышления у учащихся и предоставление им возможности разрабатывать и реализовывать свои идеи,

6

направленные на решение социокультурных проблем. В школе преподаются не только традиционные предметы, но и метапредметы («Знание», «Знак», «Проблема», «Задача», «Смысл»), проводятся образовательные организационно-деятельностные игры, в ходе которых ученики осваивают способы понимания, рефлексии, мышления, коммуникации и действия. Освобожденные классные руководители (кураторы) осуществляют сопровождение учащихся — создают благоприятные условия для формирования классного коллектива и индивидуального развития учащихся. В школе реализуются образовательные проекты, в ходе которых ученики анализируют актуальные проблемы и предлагают свои пути их решения. В настоящее время эта школа стала структурным подразделением № 2 ГБОУ Школы № 2090.

Исследование базируется на психолого-педагогическом опыте автора: куратор учащихся с VIII по XI класс; руководитель образовательного проекта для учащихся VIII—XI классов; руководитель образовательных организационно-деятельностных игр; заместитель директора по воспитательной работе, осуществляющий поддержку выдвигаемых подростками инициатив по организации внеурочной жизни. Всего в исследовании на разных этапах принимало участие 115 учащихся VIII—XI классов.

Научная новизна исследования состоит в последовательном проведении культурно-исторического и мыследеятельностного подходов по отношению к предмету исследования. Впервые описаны и обоснованы внешние и внутренние условия, способствующие осуществлению успешного целеполагания старшими подростками в проектной деятельности. Рассмотрена роль взрослого в процессе формирования целеполагания у подростков. Выявлены особенности целеполагания, приводящие к остановке в реализации инициатив.

Теоретическая значимость исследования. Анализ общего способа целеполагания позволил выделить уровни развития способности целеполагания и описать механизмы их смены. В основу выделения уровней развития способности целеполагания может быть положено представление о внутренних условиях его осуществления. К ним относятся: сформированность идеалов, норм и ценностей, по отношению к которым человек оценивает происходящее, и на основе которых он осуществляет постановку цели, преодолевая отношение к сложившейся ситуации как единственно возможной, полностью заданной извне и неподвластной личному влиянию; наличие знаний о ситуации, деятельности и своих возможностях как деятеля, позволяющих верно сформулировать предмет преобразования и предложить способ преодоления обнаруженного разрыва между должным и имеющимся положением дел.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/ZhilinskayaAV/ZhRc-a-027.htm