Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

30

Семейные факторы социальной
тревожности у детей дошкольного
возраста

 

Т. С. Павлова,
А. Б. Холмогорова
,
Московский городской
психолого-педагогический
университет,
Московский
НИИ психиатрии
Минздравсоцразвития

 

Ключевые слова:
социальная тревожность,
семейные дисфункции,
четырехаспектная
модель семейной
системы, привязанность,
застенчивость.

Приведен обзор отечественных и зарубежных исследований семейных факторов личностной и социальной тревожности. Описано исследование семейных факторов социальной тревожности у детей дошкольного возраста (всего 127 человек). Показано, что у 70% детей дошкольного возраста отмечаются признаки социальной тревожности, обнаруживающие тесную связь с избыточной родительской критикой.

От редакции.

За последние годы усилилось внимание к проявлениям тревожности у детей, в том числе у детей с отклонениями в развитии. Полагаем, что публикуемая статья может представлять интерес для специалистов в области специальной психологии.

В настоящее время феномен социальной тревожности является предметом интенсивных эмпирических и теоретических исследований за рубежом, что обусловлено широкой распространенностью данной проблемы. По данным D. Beidel один из пяти детей, доставленных в специализированную

31

клинику, имеет сильные социальные страхи (Beidel & Turner, 1998). По данным Ф. Зимбардо (2005), около тридцати процентов детей в детских садах, согласно опросам родителей и воспитателей, страдают от сильной застенчивости (понятие, очень близкое социальной тревожности). Ретроспективные исследования взрослых людей, страдающих сильной тревожностью, продемонстрировали, что социальная фобия в детстве является четким предиктором развития высокого уровня тревожности во взрослом возрасте (Beidel & Turner, 1998; Rapee & Sweeney, 2005). Высокий уровень социальной тревожности (или застенчивости) препятствует нормальной реализации сюжетно-ролевой игры — ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста (Эльконин, 2006), что в будущем может привести к затруднениям в овладении ведущей деятельности младшего школьника — учебой. Таким детям сложно приспосабливаться к новым ситуациям, что сильно ограничивает возможности для их развития — родители не могут отвести их ни в развивающий кружок, ни на детскую площадку, ни, тем более, в детский сад.

Факторов, вызывающих развитие социальной тревожности в детском возрасте, достаточно много (биологические, социальные, психологические). Одним из определяющих факторов является семейное окружение. Многочисленными исследованиями показана роль выраженности семейных дисфункций в возникновении и течении различных видов эмоциональных расстройств (Воликова, 2005; Захаров, 2000; Зимбардо, 2005; Холмогорова, 1996; Холмогорова, 2006; Холмогорова, Воликова, Полкунова, 2005; Эйдемиллер, Юстицкис, 2000; Parker, 1988; Rapee & Sweeney, 2005; Rapee & Spence, 2004). Однако число исследований семейного контекста социальной тревожности, как одного из наиболее распространенных видов эмоциональной дезадаптации, крайне невелико, а отечественные исследования практически отсутствуют, в связи с чем представляются актуальными как теоретический обзор исследований семейного аспекта социальной тревожности, так и его эмпирическое изучение, что и являлось целями настоящей работы.

Обзор исследований
семейных факторов
социальной тревожности
в детском возрасте

Под термином «социальная тревожность» обычно понимают тревожность, возникающую в ситуациях межличностного взаимодействия; этот термин включает в себя совокупность поведенческих, эмоциональных и когнитивных проявлений: избегание соответствующих социальных ситуаций, страх негативной оценки со стороны окружающих, физиологические проявления тревоги при интерперсональном взаимодействии (например, потные ладони, покраснение лица).

В данном обзоре мы рассмотрим следующие направления исследований семейных факторов социальной тревожности: теория привязанности, изучение влияния семейной структуры и идеологии на уровень социальной тревожности в детском возрасте.

Роль привязанности
в развитии социальной
тревожности

Идею о влиянии сформировавшейся привязанности на психическое благополучие ребенка первым высказал

32

Дж. Боулби (2004). Согласно его представлениям, младенец рождается с врожденными инстинктивными механизмами (сосание, плач, улыбка, цепляние, ориентировка), призванными вызывать ответную реакцию матери. Если мать по какой-либо причине (например, депрессии) не способна должным образом откликнуться на проявления ребенка, у него не формируется надежная привязанность, зарождается тревога и печаль. В ходе своего развития ребенок усваивает определенную модель привязанности и в дальнейшем распространяет ее на все близкие отношения, которые ему удается создать. М. Д. Эйнсворт (2005), на основе теории Д. Боулби, выделила четыре типа нарушенной привязанности: невротическая, амбивалентная, избегающая, дезорганизованная. При невротической привязанности ребенок провоцирует родителей на негативное внимание или привлекает его, провоцируя родителей на негативные чувства. Такой тип привязанности может формироваться как вследствие родительского пренебрежения, так и гиперопеки. Для ребенка с амбивалентной привязанностью характерны двойственные реакции, он проявляет то нежность, то грубость; обычно родители таких детей бывают непоследовательны в воспитании. При избегающей привязанности ребенок стремится вообще не устанавливать близких отношений, тяжело переживая ранний опыт разрыва. Для детей, не имевших опыта привязанности или подвергавшихся насилию в раннем детстве, может стать характерным дезорганизованный тип привязанности, где на место отношений привязанности становятся отношения власти и подчинения (Эйнсворт, 2005). G. Parker, автор известного опросника для исследования родительской привязанности PBI (Parental bonding instrument), развил и дополнил идеи Дж. Боулби и М. Эйнсворт и ввел характеристики стилей детско-родительских отношений у лиц, склонных к депрессии — «холодный контроль», и склонных к тревожному реагированию — «эмоциональные тиски» (Parker, 1988).

 
 

В ходе своего развития ребенок усваивает определенную модель привязанности и в дальнейшем распространяет ее на все близкие отношения, которые ему удается создать.

Исследований, посвященных изучению роли привязанности в развитии именно социальной тревожности, довольно мало, но все же они есть (Bosquet & Egeland, 2006; Brumariu & Kerns, 2008; Burgess et al., 2005). В исследовании M. Bosquet и B. Egeland показано, что ненадежная привязанность в младенчестве связана с последующей сложностью регуляции эмоций у детей в дошкольном возрасте и тревожными симптомами в младшем и среднем школьном возрасте. Также у детей с ненадежным типом привязанности были более выражены трудности в общении со сверстниками и повышенный уровень тревожности в подростковом возрасте (Bosquet & Egeland, 2006).

Лонгитюдное исследование L. Brumariu и K. Kerns, посвященное исследованию влияния типа привязанности на социальную тревожность, показало, что амбивалентный тип привязанности наиболее тесно соотносится с выраженной застенчивостью в детском возрасте. А именно, ранее амбивалентное

33

отношение матери к ребенку впоследствии способствует повышению риска возникновения у него страха негативной оценки, тревоги в неизвестных ситуациях (Brumariu & Kerns, 2008).

Как указывает K. Burgess (2005) в подготовленном им обзоре, многочисленными исследованиями было доказано, что прочные отношения привязанности способствуют лучшей приспособленности детей, социальной компетентности и большей успешности в отношениях со сверстниками, в то время как дети с опытом ненадежной привязанности менее успешны в социальной жизни. В данном обзоре также приводятся данные, говорящие о том, что дети с опытом амбивалентной привязанности более склонны к замкнутому, скованному поведению в обществе (Burgess et al., 2005). В отечественных исследованиях на основе теории привязанности было показано, что у взрослых пациентов с тревожными расстройствами резко преобладали амбивалентные паттерны в отношениях с другими людьми (Холмогорова, 2006).

Влияние семейных
дисфункций на развитие
социальной тревожности

Для структуры семей больных с тревожными расстройствами оказались наиболее характерными симбиотические связи и закрытые границы семейной системы (Холмогорова, Воликова, 2007; Эйдемиллер, Юстицкис, 1989). R. M. Rapee (1997) приводит данные о тесной связи детской тревожности с высоким уровнем родительского контроля и гиперпротекции при низком уровне эмоционального тепла. R. M. Rapee (2004) в своей обзорной статье приводит целый ряд исследований, подтверждающих наличие более жесткого родительского контроля у людей с высоким уровнем социальной тревожности по сравнению с их менее тревожными сверстниками. Взрослые пациенты с социальной фобией описывают своих родителей как менее социализированных, остро реагирующих на мнение окружающих, изолирующихся от межличностных интеракций и применяющих индуцирование стыда у ребенка как метод дисциплины.

 
 

В отечественных исследованиях на основе теории привязанности было показано, что у взрослых пациентов с тревожными расстройствами резко преобладали амбивалентные паттерны в отношениях с другими людьми.

Изучались также правила и нормы, доминирующие в семьях с тревожными расстройствами, т. е. идеология семейной системы. В качестве основных дисфункций семейной идеологии указываются перфекционистские ценности высоких достижений (завышенные требования и ожидания от ребенка, недооценка его положительных сторон и преувеличение отрицательных, постоянная неудовлетворенность текущим уровнем достижений), а также недоверие окружающим людям и стремление скрыть от них свои проблемы. Это способствует формированию устойчивого страха негативной оценки и агрессии со стороны окружающих (Волкова, 2006; Холмогорова 2006, Холмогорова, Воликова, Полкунова, 2005).

K. Burgess и его коллеги предлагают оргинальную модель влияния

34

материнских убеждений на развитие замкнутости и скованности у ребенка в социальных ситуациях (2005). Матери замкнутых детей крайне чувствительны к социальным и эмоциональным характеристикам их детей; такая чувствительность провоцирует гиперконтроль и гиперопеку (с хорошими намерениями со стороны матерей). А ребенок, в свою очередь, реагирует на такое «вторжение» защитным поведением (намеренно принижает роль социальных навыков) и негативными эмоциями.

Таблица 1

Количество детей дошкольного возраста, отнесенных воспитателями в ту или иную группу по уровню социальной тревожности

 

Па­ра­мет­ры оцен­ки

ФИ Ре­бен­ка

ма­ло дру­зей (мень­ше, чем у дру­гих де­тей)

из­бе­га­ет об­ще­ния с дру­ги­ми деть­ми (осо­бен­но в груп­пе)

ма­ло­ак­ти­вен (спо­кой­ное со­зер­ца­ние пред­по­чи­та­ет ак­тив­ной дея­тель­нос­ти)

не про­яв­ля­ет нас­той­чи­вос­ти (не уме­ет выс­ка­зы­вать и от­ста­ивать свое мне­ние)

не уме­ет быть ли­де­ром (не хо­чет им быть, его ли­де­ром не вы­би­рают)

час­то пе­ча­лен

хо­ро­шо се­бя ве­дет (слу­шае­тся стар­ших, не соз­дает для них проб­лем)

из­бе­га­ет смот­реть в гла­за

ред­ко про­сит по­мо­щи (или необ­хо­ди­мый ему пред­мет)

из­бе­гает/боит­ся вы­сту­пать на пуб­ли­ке

1. Олег А.

+

+

+

+

+

+

+

2. ...

                   

Количество детей, отмеченных воспитателям, как имеющих данную черту

21

5

11

38

50

18

50

7

29

18

Таким образом, многие авторы отмечают, что такие факторы, как несформированная детско-родительская привязанность, дисфункциональные родительские убеждения и поведение играют значительную роль в формировании и развитии детской замкнутости и скованности. При этом они указывают, что родительские убеждения и поведение по отношению к ребенку зависят от таких факторов, как пол ребенка, внешние условия и культурные особенности (Burgess et al, 2005).

Эмпирическое
исследование семейных
факторов социальной
тревожности в дошкольном
возрасте

Задачи исследования:

• разработка инструментария для диагностики уровня социальной тревожности в дошкольном возрасте;

•оценка распространенности социальной тревожности в выборке дошкольного возраста;

•выявление коммуникативных дисфункций в родительской выборке и их связи с социальной тревожностью у детей.

35

Гипотезы и методы
исследования

Была выдвинута следующая гипотеза: высокий уровень социальной тревожности связан с коммуникативными дисфункциями со стороны родителей.

Для оценки уровня социальной тревожности у детей дошкольного возраста был использован метод экспертных оценок. Воспитателям детского сада было предложено оценить каждого ребенка, который посещает их группу, по наличию у него определенных поведенческих характеристик. Их выбор был основан на характеристиках детской застенчивости, выделенных Ф. Зимбардо (1991). Всего было выделено 10 характеристик, представленных в таблице 1. Установленное воспитателем присутствие той или иной черты при обработке результатов оценивалось в один балл. Соответственно, при обработке дети были поделены на следующие группы: отсутствие социальной тревожности — 0 баллов; проявление некоторых признаков застенчивости — от 1 до 3 баллов; средний уровень застенчивости — от 4 до 6 баллов; высокий уровень застенчивости — от 7 до 10 баллов.

Для оценки коммуникативных дисфункций у родителей был использован опросник «Стили эмоциональной коммуникации в семье» (СЭК), разработанный А. Б. Холмогоровой и С. В. Воликовой. Он состоит из 30 пунктов, тестирующих особенности коммуникаций родителей по отношению к ребенку и включает в себя восемь шкал:

1) родительская критика;

2) индуцирование тревоги в семье;

3) элиминирование эмоций;

4) ценность внешнего благополучия;

5) фиксация на негативных переживаниях;

6) индуцирование недоверия к людям;

7) семейный перфекционизм;

8) сверхвключенность. (Холмогорова, Воликова, 2004.)

Организация исследования

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа уровня социальной тревожности у детей дошкольного возраста (N=26, данные экспертной оценки) и коммуникативных дисфункций у их родителей (N=26, опросник СЭК)

Шкалы опросника СЭК

Социальная тревожность у ребенка

родительская критика

    ,465*

индуцирование тревоги

  ,213

элиминирование эмоций

–,208

внешнее благополучие

–,046

фиксация на негативных переживаниях

–,033

индуцирование недоверия

  ,067

семейный перфекционизм

–,058

Сверхвключенность

  ,047

общий показатель

  ,159

* при уровне значимости p<0,05

В исследовании приняли участие 135 человек — 101 ребенок в возрасте от 5 до 7 лет, посещающий дошкольное учреждение, и 26 родителей. Каждый ребенок был оценен работающим с ним воспитателем на основе критериев, представленных в таблице 1. Родителям было предложено заполнить опросник СЭК, т. е. самим оценить особенности своих коммуникаций с ребенком: частоту критики в адрес ребенка, запреты на выражение негативных чувств и открытое

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/Defect062010/PSf-030.htm