Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

15

«Передаю тебе бесценный дар»

ПУТЬ К РЕБЕНКУ

Структура образовательного процесса в школе «Ника» подразумевает логику преемственности в работе дошкольного звена и начальной школы. Наши дети, как и все люди, разные — легкие и трудные, успешные и не очень. Для каждого из них надо подобрать подход, помочь выстроить индивидуальный маршрут развития. Как же педагогу успеть за быстрым развитием ребенка и быть всегда немножко впереди? Где взять силы и терпение, чтобы снова и снова отвечать на бесконечные вопросы ребенка, без раздражения переносить его капризы?

Практика работы показывает, что, работая с конкретным ребенком, каждый взрослый активно ищет свой правильный путь. Именно этот постоянный поиск и обогащение опыта, его разноплановость и многогранность становятся залогом того, что у педагога всегда есть надежда разобраться в новом неповторимом случае и найти новые педагогические подходы к разрешению проблемной ситуации в развитии ребенка.

В дошкольном отделении школы «Ника» педагоги анализируют и учитывают индивидуальные особенности развития каждого ребенка во всех возрастных группах, начиная уже с младших дошкольников. Для этого ежегодно в начале и конце учебного года воспитателями, логопедами, педагогами-предметниками и психологом проводится педагогическая и психологическая диагностика, составляются подробные обзорные карты, в которых отражаются не только уровни педагогического и общего психологического развития, но и особенности развития личности ребенка. Такая работа позволяет педагогам увидеть сильные и слабые стороны ребенка и при построении индивидуального маршрута развития ребенка создает условия для учета множества показателей — от ведущей руки до присущего ребенку темпа деятельности.

В конце учебного года информацию об особенностях развития старших дошкольников педагоги дошкольного отделения передают учителю и воспитателю в пространство начальной школы. Такое содержательное взаимодействие педагогов не только облегчает и значительно сокращает период адаптации первоклассников, но и способствует налаживанию эффективного развивающего взаимодействия взрослого и ребенка в начальной школе.

ПУТЬ
К СОТРУДНИЧЕСТВУ

В пространстве дошкольного детства мы стремимся к тесному сотрудничеству и взаимодействию всех специалистов — воспитателей, педагогов-предметников, методистов, логопедов, психологов. Наладить такое сотрудничество непросто, так как в каждом конкретном случае сложности во взаимодействии бывают обусловлены разными причинами, в том числе особенностями личности взрослого, субъективностью восприятия взрослым ребенка, а также существующими принципиальными различиями профессиональных позиций. Например, детский практический психолог в своей работе, прежде всего, призван защищать интересы ребенка, при этом отношение психолога к ребенку строится на основе сопереживания и принципа безоценочного и безусловного принятия. Профессиональная позиция педагога совсем иная — педагог предъявляет по отношению к ребенку определенную систему требований, вся деятельность педагога является оценочной по самой природе. Кроме этого, иногда, на первый взгляд, может показаться, что каждый специалист должен сугубо самостоятельно работать со своей стороной проблемы в развитии ребенка. Но это не совсем так. Например, логопед, решая определенные задачи по развитию речи на групповых и индивидуальных развивающих занятиях, нуждается в постоянной помощи со стороны воспитателей и преподавателей при выполнении ребенком разнообразных конкретных дополнительных упражнений и заданий. Без этого взаимодействия и без соблюдения педагогами и воспитателями необходимых рекомендаций логопеда бывает невозможно добиться значительных результатов в развитии речи.

Сближению позиций специалистов и разрешению проблемных ситуаций в развитии ребенка способствует не только знание и понимание профессиональных особенностей и специфики работы каждого специалиста, но и расширение опыта их конструктивного взаимодействия в виде проведения игровых и обучающих семинаров. Эти встречи могут быть направлены:

■ на развитие коммуникативных навыков;

■ на развитие уважительного отношения к профессиональной компетентности партнера (воспитателя, помощника воспитателя, учителя, педагога-предметника, логопеда и т. д.) и к особенностям его личности;

■ на осознание и принятие своего личного педагогического опыта;

■ на развитие командного духа, стремления к сотрудничеству и профессиональной солидарности;

■ на создание атмосферы вдумчивого отношения к своему делу, своему выбору и своей профессии.

Разработку и проведение таких встреч осуществляет психологическая служба школы.

Т. Б. Беневольская,
педагог-психолог школы «Ника»,
Москва

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/PV052006/BPT-015.HTM