1 На правах рукописи
Максимова Елена Николаевна
«Коррекция коммуникативного поведения детей с речевыми нарушениями методом хороводных игр»
Направление 050400.68 — «Психолого-педагогическое образование»
Магистерская программа «Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития у детей»
Автореферат
Магистерской диссертации по квалификации
«магистр»
по направлению
«Психолого-педагогическое образование»
МГППУ, Москва 2014
2 Общая характеристика исследования
Проблема исследования
Высокий темп развития общества влечет за собой повышенные требования к образованию и развитию детей. И во многом успешность социальной адаптации определяется умением владеть навыками коммуникативного поведения. Тогда вполне закономерно, что в группу риска попадает все большее количество детей, испытывающих сложности в сфере коммуникативных средств.
Значительную группу, испытывающую сложности в сфере коммуникативных средств, составляют дети с различными речевыми нарушениями, в том числе и с общим недоразвитием речи.
Недостаточная двигательная, речевая и психическая активность у детей с ОНР становится одной из причин, вызывающей трудности в социальной адаптации.
Объект исследования: коммуникативное поведение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс формирования коммуникативного поведения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотезы исследования:
1. Дети с общим недоразвитием речи испытывают характерные трудности в общении.
2. Применение метода хороводных игр позволит повысить уровень коммуникативного поведения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработка метода хороводных игр для психологической коррекции коммуникативного поведения детей с общим недоразвитием речи.
В связи с целью, объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи:
31. Проанализировать литературные источники по проблеме формирования и коррекции коммуникативного поведения детей при нормативном развитии и отклонениях;
2. Провести диагностику уровня сформированности коммуникативного поведения детей с ОНР;
3. Разработать программу для коррекции коммуникативного поведения детей с общим недоразвитием речи методом хороводных игр;
4. Провести апробацию коррекционной программы.
Теоретическая значимость темы исследования состоит в получении новых данных о связи нарушений речевого развития в детском возрасте с характером коммуникативного поведения ребенка.
Практическая значимость: попытка создания эффективных методов психологической диагностики и коррекции коммуникативного поведения ребенка с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическими основаниями работы выступили:
— работы Л. С. Выготского о том, что нормативное и аномальное развитие происходит по одним и тем же законам;
— учение В. И, Лубовского, о закономерных процессах аномального развития:
— концепции Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития детей, имеющих различные отклонения в развитии;
— концепции развития личности ребенка в его активной деятельности (работы А. Н. Леонтьева, Л, С, Выготского, Л, И, Божович, М. И, Лисиной и др.);
— работы специалистов, занимающихся изучением детской речи — А. Н, Гвоздев и др.;
— работы в области логопатологии А. Н. Корнева;
— идея А. Адлера о целостности личности и неотделимости ее от социума;
4— идеи А. А. Бодалева, касающиеся общения и нравственного развития человека и их связи с патологически сформированными стереотипами.
Теоретико-прикладными основаниями выступили исследования:
— работы специалистов в области нарушения речевого развития — логопедии, где в большей степени акцент делается на самой речевой патологии, а не на личности ребенка: Г. А. Волковой, Л. С. Волковой, В. П. Глухова, Н. С. Жуковой, Р. Е. Левиной, Е. М. Мастюковой, Т. В. Тумановой, Т. Б. Филичивой, Г. В. Чиркиной и др.;
— работы специалистов в области логопсихологии, которые выделяют личностный аспект ребенка в области коммуникативного процесса — Т. Н. Волковской, В. А. Калягина, Е. Л. Черкасовой Г. Х. Юсуповой и др.;
— работы специалистов в рамках лингвистики и психолингвистики, делающего акцент на личности говорящего — И. А, Стернин, Н. А, Лемяскина, Е. Б. Чернышева.
Рассмотрение данной проблематики имеет как теоретическую так и практическую значимость.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
— наблюдение за коммуникативным поведением дошкольников с общим недоразвитием речи;
— диагностический комплекс исследования;
— «Обучающий эксперимент»;
— качественный и количественный анализ полученных результатов;
— статистическая обработка результатов с помощью непараметрического T-критерия Вилкоксона.
Методики исследования.
Диагностический комплекс
1. Опросник, включающий результаты наблюдения и экспертную оценку уровня коммуникативного поведения ребенка в коррекционной работе с ребенком.
52. Проективный фильм-тест Рене — Жиля, направленный на исследование эмоционально -личностных особенностей ребенка в общении с людьми.
Организация исследования и выборка
Исследование проводилось на базе логопедической группы ГБОУ СОШ № 2103 г. Москвы.
В исследовании приняли участие 10 детей (7 мальчиков и 3 девочки) старшего дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи 3 и 4 степени. Было проведено 20 коррекционных и 2 диагностических занятия, каждое продолжительностью 30—35мин.
Структура
Данная выпускная квалификационная работа изложена на 96 страницах. Она состоит из введения, четырех глав, выводов, заключения, списка литературы, состоящих из 69 литературных источников, 1 приложения. Текст иллюстрирован 4 таблицами и 6 рисунками.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность, обозначаются объект и предмет исследования, определяются его цель, гипотезы и задачи, раскрываются теоретическая и практическая значимость.
Первая глава посвящена анализу психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме коммуникативного поведения. Коммуникативное поведение рассматривается как совокупность норм и традиций общения, присущих народу, социальной, возрастной, гендерной группе, а также отдельной личности. Указаны современные взгляды на данную проблематику с точки зрения различных научных направлений, дано сопоставление понятий «коммуникативное поведение», «коммуникативная деятельность», «общение», «взаимодействие», «коммуникация», как категорий близких по содержанию.
6Рассмотрение общения ребенка с точки зрения коммуникативного поведения дает возможность учесть не только личностные и биологические, но и средовые и культурные факторы его психического развития. Коммуникативное поведение является важной составляющей общения и подчиняется тем же законам развития. Одной из особенностей общения является то, что потребность в нем возникает в процессе жизни и не появляется сама по себе. Оно формируется и развивается только в активной, соответствующей уровню психического развития ребенка коммуникативной деятельности между ребенком и взрослым, ребенком и ребенком. Высокий уровень активности способствует лучшему развитию у ребенка познавательной деятельности.
Общение, как и любой вид деятельности, проходит определенные этапы своего развития, каждый из них соответствует определенному возрасту и также отражает уровень освоения коммуникативных умений и навыков, а также психического развития ребенка в целом.
Во второй главе рассматриваются особенности коммуникативного поведения детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
Сочетание не только личностных и биологических, но и средовых и социальных факторов современного дошкольника создают для него дополнительную нагрузку для овладения эффективными средствами коммуникативного поведения.
Нарушения речи накладывают отпечаток на формирование интеллектуальной, сенсорной, эмоционально-волевой и мотивационной сферы. Имея, как правило нормативный интеллект, тем не менее дети с ОНР могут отставать в психическом развитии из-за низкой познавательной активности. В эмоционально-волевой сфере старшего дошкольника с ОНР также имеются характерные особенности: это заниженная самооценка, нарушения в области коммуникативного поведения, повышенный уровень тревожности и агрессивности.