Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Психология образования»

Кафедра «Возрастная психология»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание степени магистра

«Психологические принципы и методы дифференцированной
коррекции педагогической запущенности подростков»

название ВКР

 

Направление

030300.68

Психология

 

(код)

(наименование направления)

 

Магистерская программа

Практическая психология

 

(название магистерской программы)

 

Руководитель магистерской программы

Обухова Л. Ф.

Зав. выпускающей кафедрой

Обухова Л. Ф.

Руководитель

Божович Е. Д.

Студент

Юдина Е. А.

Москва, 2015

2

Общая характеристика исследования

Актуальность темы исследования определяется тем, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, попыток суицида. Известные психологи (Л. И. Божович, Л. С. Славина, Д. И. Фельдштейн, Я. Л. Коломинский, А. М. Прихожан, Р. В. Овчарова, В. А. Татенко, М. И. Рожков, В. И. Гарбузов и др.) считают, что источниками правонарушений являются различные отклонения в психическом развитии и учебной деятельности. Условия социальной среды (неблагополучные отношения в семье, отрицательное влияние круга сверстников) также способствуют девиантному поведению детей.

Эти отклонения приобретают особую остроту в переходных возрастах, в частности, подростковом, который характеризуется кризисом физиологического и психического развития. Однако профилактические меры необходимы уже на начальной стадии социальной и школьной дезадаптации, которая становится нередко следствием социально-педагогической запущенности. Особая роль в этой работе принадлежит социальному педагогу и психологу. Если же явление педагогической запущенности становится очевидным, нужны специальные меры в детских учреждениях, созданных для таких детей.

Цели исследования:

• выявить психологические симптомы педагогически запущенных младших школьников и подростков;

• разработать и эмпирически апробировать программу дифференцированной групповой коррекции нарушений в их развитии.

Проблема исследования: каковы психолого-педагогические методы и критерии эффективности дифференцированной коррекции педагогически запущенных детей и подростков?

Объект исследования: индивидуальная вариативность педагогической запущенности в младшем школьном и подростковом возрасте. Тема

3

настоящего исследования относится к подростковому возрасту, но по просьбе администрации ГБУ Центр содействия семейному воспитанию «Наш дом» проведена работа и с небольшой группой детей младшего школьного возраста (5 человек).

Предмет исследования: внешние и внутренние причины педагогической запущенности и психолого-педагогические методы ее преодоления в коррекционной работе с младшими школьниками и подростками.

Гипотезы исследования.

• Психологическая коррекция педагогической запущенности эффективна при условии ее дифференциации в зависимости от конкретных показателей нарушения в личностном развитии ребенка и (или) подростка; характера программы коррекции; мер, эмоционально привлекательных для воспитанников и предполагающих их собственную активность.

• Критериями эффективности можно считать не только снижение общих показателей запущенности, но и переход отдельных детей с одного уровня этих показателей на другой.

Задачи исследования:

а) проанализировать существующие подходы к понятию и феномену «педагогическая запущенность» в научной литературе;

б) исследовать особенности педагогически запущенных младших школьников и подростков — выявить психологические симптомы этого явления (диагностическая часть работы);

в) разработать программу дифференцированной психологической коррекции педагогической запущенности в соответствии с данными диагностики;

г) апробировать эту программу в групповой работе с педагогически запущенными детьми;

4

д) проанализировать и обобщить результаты проведенной коррекции;

е) представить результаты исследования в тексте магистерской диссертации;

ж) сформулировать выводы исследования.

Теоретические основы исследования.

а) Культурно-историческая концепция развития ребенка Л. С. Выготского и его школы.

б) Концепции педагогической запущенности В. Г. Баженова, Э. Б. Заседателевой, М. А. Алемаскина; методы и приемы работы с «трудными детьми», разработанные отечественными психологами Д. И. Фельдштейном, Л. С. Славиной, Р. В. Овчаровой, Л. М. Зюбиным, А. И. Захаровым, И. А. Невским и др.

Методы исследования:

а) реферативно-теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

б) диагностическое исследование признаков и причин педагогической запущенности детей разных возрастных групп;

в) количественный и качественный анализ полученных результатов;

г) разработка и эмпирическая апробация программы коррекционной работы с педагогически запущенными детьми.

Методики исследования:

а) анализ социальной карты ребенка;

б) комплексная экспресс-диагностика педагогической запущенности детей (МЭДОС Р. В. Овчарова);

в) Карта наблюдений Д. Стотта для выявления характера дезадаптации;

г) проведение коррекционных занятий по программе, построенной на основе разработок И. В. Вачкова и А. И. Захарова (сказкотерапия, игротерапия).

5

База эмпирической части исследования:

ГБУ Центр содействия семейному воспитанию «Наш дом» (г. Москва поселение Внуковское). Выборку испытуемых составили 35 воспитанников данного Центра. Возраст детей: 7—10 лет (5 человек), 11—13лет (11 человек), 14—16 лет (19 человек). В целом в выборке 15 девочек и 20 мальчиков.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в обосновании возможностей и ограничений дифференцированной коррекции педагогической запущенности младших школьников и подростков.

Практическая значимость: возможность использования программы дифференцированной коррекции педагогической запущенности психологами детских учреждений.

Положения, выносимые на защиту.

• Психологическая коррекция педагогической запущенности младших школьников и подростков эффективна при условии ее дифференциации в зависимости от личностных особенностей детей и причин, вызывающих нарушения в развитии и поведении.

• Дифференцированная коррекция предполагает создание специальных программ работы с группами детей, характеризующихся сходными признаками и причинами педагогической запущенности.

• Дифференцированная коррекция может оказаться недостаточно эффективной при наличии значительных средовых факторов, отягощающих «картину» запущенности (физические дефекты, болезни и органические поражения, нарушения сексуального развития). В этих случаях необходима индивидуальная работа с детьми.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 65 источников, приложения.

6

Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы его проблема и гипотезы, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза; обозначены научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе рассматривается педагогическая запущенность как социально-психологическая проблема. Приводятся примеры классификаций типов педагогической запущенности по разным основаниям (М. А. Алемаскин, В. Г. Баженов, В. Д. Пурин, А. Г. Холодюк). В результате изучения литературы по проблеме исследования выяснено, что в научной литературе представлены различные подходы к определению понятия «педагогическая запущенность». В зависимости от подхода определяются компоненты, формы, степени, уровни этого явления.

Педагогическая запущенность традиционно описывается и какустойчивые нарушения в нравственном сознании, учебной деятельности, отставание развития ребенка от его собственных возможностей, и как временные отклонения от норм поведения.

Основными причинами, вызывающими этот феномен являются:

а) дефекты семейного воспитания: отсутствие взаимопонимания и доверия в семье, низкий культурный уровень родителей;

б) наследственные факторы генетической природы (тип темперамента, тревожность);

в) ошибки и просчеты в учебно-образовательном процессе: особенности взаимоотношений с учителями;

г) широкая и ближайшая социальная среда: натурализм изображений насилия в СМИ; асоциальные группировки, вовлекающие подростков в противоправную деятельность; конфликты ребенка с окружающими, разрыв дружеских

отношений с одноклассниками, сознание своего одиночества и др.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/studworks/YUdinaEA_2015/YUpp-ma-011.htm