Адрес страницы: https://psychlib.ru/resource/pdf/studwork/2016/VolokhovAV_2016/VolokhovAV_12.pdf
Описание
Волохов А. В. Текст — инструкция в системе профессиональной подготовки иностранных студентов технических вузов: Автореф. вып. квалификац. работы: Магист. дис.: Направление 45.04.02 "Лингвистика". Магистерская программа "Теория обучения русскому языку как иностранному" / Моск. гос. психолого-пед. ун-т. — М., 2016. — 12 с. — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=240167.
Титульный лист
Рубрики:
• Педагогика, образование → Профессиональное и специальное образование
• Прочие отрасли знания → Языкознание
Аннотация:
В работе представлены теоретические и методологические исследования одного из видов официально — делового текста — текста-инструкции. Основная проблема такой коммуникации, связана с тем, что для нее характерно вовлечение в зону своего влияния и действия большой аудитории коммуникаторов — специалистов. Это и авторы, и адресаты данного вида текста. В том числе, и такие адресаты текста-инструкции, как студенты технических вузов. В том числе и студенты-иностранцы. При этом не всегда очевидно, насколько адекватно и хорошо воспринимается такой текст теми, кому он предназначен. Базовая обязательная составляющая системы образования в техническом университете является самостоятельная работа студентов, практические занятия. Как правило, они выполняются в виде лабораторных, курсовых работ, деловых игр, курсовых проектов, НИР, отчетов по практике, дипломных проектов. Все это требует изучения и понимания различных технических инструкций, описаний, схем, руководящих материалов, аудио- и видео материалов, обучающих презентаций, научных отчетов. Часто, при выполнении таких работ (особенно исследовательских и дипломных проектов), студенты должны сами составить и написать подобные тексты. Студент должен показать свою способность к четкому пониманию документов, попадающих под определение текста-инструкции. В рамках данной работы рассмотрены особенности инструктивного дискурса текста-инструкции. Приведены примеры таких текстов. Рассмотрены лингвистические особенности текстов-инструкций. Для базы анализа взяты методические материалы МГТУ им. Н.Э. Баумана по электротехнике, системам автоматического управления, гироскопическим приборам, экономике предприятия. В том числе и методические указания по дипломному проекту. Особое внимание в работе уделено исследованию восприятия и понимания текста-инструкции в рамках изучения РКИ. На основе вопросов, составленных на методике «встречного текста» включающих реакции на текст-инструкцию, задаваемых при защите практических работ, на экзамене, получена картина индивидуальных реакций студентов-иностранцев на данный вид текста. Исследовалось реакции студенты-иностранцы разных курсов МГТУ им. Н.Э. Баумана. Использование данной методики определенное отсутствие вариативности смыслообразования адресатов текста инструкции. Существенным оказался и ценностный аспект текста-инструкции. Использование методики «встречного текста» дало сопоставимые результаты, показывающие стратегию понимания текста-инструкции. Приложения содержат примеры текстов-инструкций в виде методических указаний по выполнению лабораторных работ и дипломных проектов, на основе которых проводилось исследование.
В работе представлены теоретические и методологические исследования одного из видов официально — делового текста — текста-инструкции. Основная проблема такой коммуникации, связана с тем, что для нее характерно вовлечение в зону своего влияния и действия большой аудитории коммуникаторов — специалистов. Это и авторы, и адресаты данного вида текста. В том числе, и такие адресаты текста-инструкции, как студенты технических вузов. В том числе и студенты-иностранцы. При этом не всегда очевидно, насколько адекватно и хорошо воспринимается такой текст теми, кому он предназначен. Базовая обязательная составляющая системы образования в техническом университете является самостоятельная работа студентов, практические занятия. Как правило, они выполняются в виде лабораторных, курсовых работ, деловых игр, курсовых проектов, НИР, отчетов по практике, дипломных проектов. Все это требует изучения и понимания различных технических инструкций, описаний, схем, руководящих материалов, аудио- и видео материалов, обучающих презентаций, научных отчетов. Часто, при выполнении таких работ (особенно исследовательских и дипломных проектов), студенты должны сами составить и написать подобные тексты. Студент должен показать свою способность к четкому пониманию документов, попадающих под определение текста-инструкции. В рамках данной работы рассмотрены особенности инструктивного дискурса текста-инструкции. Приведены примеры таких текстов. Рассмотрены лингвистические особенности текстов-инструкций. Для базы анализа взяты методические материалы МГТУ им. Н.Э. Баумана по электротехнике, системам автоматического управления, гироскопическим приборам, экономике предприятия. В том числе и методические указания по дипломному проекту. Особое внимание в работе уделено исследованию восприятия и понимания текста-инструкции в рамках изучения РКИ. На основе вопросов, составленных на методике «встречного текста» включающих реакции на текст-инструкцию, задаваемых при защите практических работ, на экзамене, получена картина индивидуальных реакций студентов-иностранцев на данный вид текста. Исследовалось реакции студенты-иностранцы разных курсов МГТУ им. Н.Э. Баумана. Использование данной методики определенное отсутствие вариативности смыслообразования адресатов текста инструкции. Существенным оказался и ценностный аспект текста-инструкции. Использование методики «встречного текста» дало сопоставимые результаты, показывающие стратегию понимания текста-инструкции. Приложения содержат примеры текстов-инструкций в виде методических указаний по выполнению лабораторных работ и дипломных проектов, на основе которых проводилось исследование.
• Открыть карточку в Электронном каталоге: 240167