Адрес страницы: https://psychlib.ru/resource/pdf/studwork/2024/GlotovaYeA_2024/GlotovaYeA_13.pdf
Описание
Глотова Е. А. Формирование природоведческой лексики у обучающихся с нарушениями интеллектуального развития на логопедических занятиях: Автореф. вып. квалификац. работы: Магист. дис.: Направление 44.04.03 "Специальное (дефектологическое) образование (магистр)". Магистерская программа "Организация коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития" / Моск. гос. психолого-пед. ун-т. — М., 2024. — 13 с. — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=502863.
Рубрики:
• Педагогика, образование → Коррекционная педагогика, дефектология
• Психология отдельных видов деятельности. Отраслевая психология → Медицинская психология
Аннотация:
У детей с интеллектуальными нарушениями отмечается недоразвитие сложных форм психической деятельности, что отрицательно влияет на развитие их речи в целом. Поэтому развитие лексики, как одной из сторон речи, требует создания специальных условий для лучшего понимания, усвоения и использования учебной терминологии обучающимися младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью. Целью данного диссертационного исследования стало выявление особенностей понимания и употребления природоведческой лексики младшими школьниками с нарушениями интеллектуального развития, определение специальных условий, необходимых для совершенствования процесса формирования природоведческой лексики на логопедических занятиях. На основе анализа результатов констатирующего эксперимента был сделан вывод о сужении объема лексической стороны речи у детей этой нозологической группы, нечеткости декодирования ими понятий, составляющих группу учебной терминологии природоведческого характера. Результаты экспериментального обучения показали, что овладение природоведческой лексикой обучающимися с интеллектуальными нарушениями более эффективно, если в ходе логопедической работы используется индивидуальный и дифференцированный подход, а также если в занятия включается система дидактических игр и упражнений для изучения, закрепления и актуализации лексики природоведческого характера.
У детей с интеллектуальными нарушениями отмечается недоразвитие сложных форм психической деятельности, что отрицательно влияет на развитие их речи в целом. Поэтому развитие лексики, как одной из сторон речи, требует создания специальных условий для лучшего понимания, усвоения и использования учебной терминологии обучающимися младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью. Целью данного диссертационного исследования стало выявление особенностей понимания и употребления природоведческой лексики младшими школьниками с нарушениями интеллектуального развития, определение специальных условий, необходимых для совершенствования процесса формирования природоведческой лексики на логопедических занятиях. На основе анализа результатов констатирующего эксперимента был сделан вывод о сужении объема лексической стороны речи у детей этой нозологической группы, нечеткости декодирования ими понятий, составляющих группу учебной терминологии природоведческого характера. Результаты экспериментального обучения показали, что овладение природоведческой лексикой обучающимися с интеллектуальными нарушениями более эффективно, если в ходе логопедической работы используется индивидуальный и дифференцированный подход, а также если в занятия включается система дидактических игр и упражнений для изучения, закрепления и актуализации лексики природоведческого характера.
• Открыть карточку в Электронном каталоге: 502863