РУССКАЯ МАНОРАЛЬНАЯ СИСТЕМА1
ПРОФ. Ф. А. РАУ
Принципы маноральной системы освещены в моей статье «Чтение с губ и маноральная система»2. Там же описаны знаки в том виде, как они установлены изобретателем системы — доктором Г. Форхгаммером. Основываясь на ней, я поставил перед слушателями курсов по повышению квалификации работников с физически-дефективными детьми, проведенных в Москве в 1925/26 г., следующие задачи: 1) совместно с ними выработать «русскую манораль»; 2) наметить пути тренировки как учителя, так и ребенка в употреблении этого нового педагогического приема обучения глухонемых устной речи и 3) определить, с какой группы можно и следует начинать опыт.
Что касается приспособления системы к русскому языку, то в этом направлении двумя нашими товарищами, П. И. Чиркиным в Ярославле и А. С. Лебедевым в Шуе, после моего доклада на II Всероссийском с’езде работников СПОН в декабре 1924 г., были предприняты попытки, которых, однако, авторы не распространяли на все учреждение, даже не на целую группу, в ожидании момента, когда их проекты подвергнутся широкому обсуждению. Эта возможность наступила во время вышеупомянутых центральных курсов. При обсуждении предложений т. т. Чиркина и Лебедева в основу было положено решение сохранить
без изменения, по возможности, все знаки Форхгаммера, обозначающие звуки, одинаковые в обоих языках — датском и русском, так как эти знаки выработаны, кроме датского, также и для четырех других языков (шведского, немецкого, английского и французского) и имеют, следовательно, до некоторой степени интернациональный характер. Таким образом, нашему коллективу надлежало создать соответствующие общему характеру манорали знаки для обозначения: 1) смягчения, 2) гласного звука Ы и 3) сложных согласных (аффрикатов) Ц, Ч, Щ.
В процессе работы было принято решение, по чисто техническим соображениям, ради удобства, изменить положение пальцев для звуков Л, Ж и Ш, — в том смысле, чтобы Л обозначался, вместо одного, двумя пальцами — указательным и средним, а Ш и Ж — теми же тремя пальцами, как у Форхгаммера, но не разведенными, а сомкнутыми.
Для обозначения смягчения был установлен предложенный т. Чиркиным поворот кисти руки по продольной оси, мизинцем вперед, градусов на 45 (смотр, рисунок 48-в). Этим же движением обозначается и звук Й при образовании дифтонгов АЙ, ОЙ, УЙ, ЕЙ, ИЙ, ЫЙ (переход из основного положения гласных в наклонное положение Й), а также иотованных звуков Я, Ё, Е, Ю, — как ЙА, ЙО, ЙЭ, ЙУ (из наклонного положения — в основное).
Таким образом, в обозначении смягчения и иотации был проведен фонетический принцип: знаком показывается произношение звука, а не буква. Иное решение было принято нашим коллективом, когда в связи с вопросом об обозначении смягчения был поднят вопрос о проведении фонетического принципа по всей линии, т.-е. по отношению ко всем так называемым сомнительным согласным (сад или сат; зуб или зуп; сапог или сапок; глаз или глас; нож или нош). В то время как Форхгаммер, по имеющимся м моем распоряжении данным, строго проводит фонетический принцип, подавляющее большинство курсантов высказалось за проведение орфографического принципа, принимая во внимание, что далеко не во всех областях республики эти согласные являются сомнительными, и что при строгом, последовательном проведении фонетического принципа уподобление звуков в сочетаниях слогов и слов собьет детей с толку (напр., в школу — ф школу; из шкапа — ис шкапа; от боли — од боли; нас застал дождь — наз застал дошть и т. п.).
Дня гласного звука Ы мы установили особый знак, несмотря на то, что по принципу маноральной системы гласные не обозначаются отдельно, а имеют лишь одно общее положение (см. портрет № 1, на рисунке 48б). Но, принимая во внимание, что зрительные образы звуков Ы и Е (Э) при естественном произношении и среднем темпе разговора не могут быть отличаемы друг от друга, мы нашли необходимым установить отличительный знак для звука Ы. Он состоит в том, что из основного положения руки для гласных (портрет № 1) пальцы оттягиваются назад, образуя кулак. Этим движением пальцев символизируется оттягивание языка при произнесении звука Ы.
Для обозначения сложных согласных (аффрикатов) Ц и Ч знаки двух составных частей этих звуков соединяются в один знак; так, знак Ц = знаку Т + С (указательный палец и мизинец), знак Ч = знаку ТЬ + ШЬ (указательный палец и 3 последних — при наклонном положении руки, обозначающем смягчение).
Для звука Щ установлены два варианта, смотря по местному говору: там, где Щ произносится по-московски (шьшь), употребляется знак Ш при наклонном положении руки (смягчение); там же, где этот звук отчеканивается как ШЬЧ, в быстрой последовательности делаются знаки ШЬ и Ч, т.-е. к трем пальцам для ШЬ прибавляется во втором такте указательный палец, так что получается знак Ч (рис. 48а).
Выработанный, таким образом, русский вариант маноральной системы изображен на прилагаемых снимках. В 6 портретах даны основные положения кисти руки: на 1-ом портрете рука, лежащая на груди, немного ниже подбородка, с слегка согнутыми пальцами, обозначает все гласные (кроме Ы), а также и согласные Б и В; на втором портрете кисть руки слегка оттянута от груди, чем обозначается П и Ф; на третьем она, оставаясь на груди, опушена — звук М; на 1-ом, 2-ом и 3-ем портретах рис. 48в показаны те же положения при легком повороте кисти рук для обозначения смягченных (напряженных, палатализованных) звуков; кроме того, на 1-ом портрете рис. 48в согласный Й, употребляемый для образования дифтонгов и иотации (рис. 48б и в).
Следующие затем 18 снимков положений пальцев (рис. 49) изображают знаки всех остальных согласных звуков русского алфавита, а также гласного Ы. В первом ряду на 6 снимках изображены знаки звуков Д — на груди, Т — с оттянутой кистью
и Н — опущенной кистью, а также соответствующих смягченных ДЬ, ТЬ, НЬ.
Во 2-ом и 3-ем рядах, экономии ради, знаки смягченных звуков уже не изображены: руководствуясь изображением смягченных звуков на 1-ом, 2-ом и 3-ем портретах на рис 48в, и на 2-ом, 4-ом и 6-ом снимках в первой ряду на рис. 49, уже не трудно будет построить по аналогии знак любого смягченного согласного.
Во избежание неправильного понимания снимков, обращаем внимание читателя на то, что на снимках звуков З, Р, Л, Ж, Г и Ы рука лежит на груди, тогда как в знаках С, Ш, К, Х, Ц, Ч и Щ кисть руки отведена от груди (см. рис. 49).
Учитель, намеревающийся ввести маноральную систему в обиход своей группы, прежде всего должен сам освоиться со знаками настолько, чтобы проделывать их вполне уверенно, без излишнего напряжения, без ненужных движений, с достаточной быстротой и вполне отчетливо, артикулируя при этом естественно, без малейшей утрировки. Для вернейшего достижения этих навыков мною был предложен курсантам и частично проработан с ними следующий
ПЛАН ТРЕНИРОВКИ1
I. Одной кистью руки | ||||
А) | Основное положение — знак звонкости: кисть лежит на груди, пальцы слегка согнуты. | |||
1. | Гласные2: | |||
а, о, у, (е) э, и, ы (при Ы оттягивание пальцев назад, сжатие их в кулак). | ||||
2. | Согласные: | |||
Б — | ба бо бу бы аб об уб эб (еб) иб ыб аба обо.... оба абу.... уба.... баба бобо.... буба.... |