Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

301

СОСТОЯНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ, ГЛУХОНЕМЫХ И СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ

П. Я. ЕФРЕМОВ

Поскольку уже имеются печатные работы по обзору состояния школ данного типа1, в настоящей статье придется, главным образом, остановиться на тех изменениях — положительных и отрицательных — в состоянии учреждений, которые имели место за этот период.

 

МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ШКОЛ

Существенное улучшение материального положения имеется только в школах, находящихся на государственном бюджете; прежнее положение и даже ухудшение — в школах, находящихся на местном бюджете.

В 1924—25 г. на питание детей в областных школах отпускалось 8 руб. в месяц на ребенка, в 1925—26 г. — 10 руб.; на обмундирование в 1924—25 г. — 40 р. в год на ребенка, в 1925—26 г. — 45 р., на учебные расходы в 1924—25 г. — 15 р., в 1925—26 г. — до 23 р. на ребенка и т. д.

Значительное улучшение достигнуто и в отношении зарплаты работников этих школ. В то время как в 1924—25 г. по 1-му поясу с величайшим трудом удавалось выплачивать 7 р. на тарифную единицу 1-го разряда, по 2-му поясу — 6 р., по 3-му поясу — 5 р. 50 к., по 4-му — 5 р. и по 5-му — 4 р. 75 к., в 1925—26 г. по 1-му поясу выплачивалось 10 р., по 2-му — 9 р., по 3-му — 8 р., по 4-му — 7 р. 50 к. и по 5-му — 7 р. Правда, нельзя считать зарплату и в настоящее время вполне достаточной, особенно учитывая трудность работы со слепыми, глухонемыми и умственно-отсталыми детьми и пред’являемые к работникам этих школ повышенные требования в отношении квалификации.

Совершенно иное положение мы имеем в школах, находящихся на местном бюджете: питание детей крайне недостаточно — выдается 50—60 р. в год на ребенка; чрезвычайно плохо дело

302

обстоит с обмундированием, а ассигнования на учебные расходы выражаются в одном-двух рублях в год на ребенка.

Часто штаты работников школы совершенно не соответствуют количественно задачам и целям школы, ее учебному плану. В то время как в областных детских учреждениях, находящихся на госбюджете, норма детей на одного преподавателя не превышает 15 человек в школьной группе слепых и умственно-отсталых детей и 10 человек в группе глухонемых детей, — в Московских учреждениях имеются группы в 20 и больше детей. В то время как при нормально построенных штатах, которые рассчитываются исходя из учебно-производственных планов учреждений, на одного сотрудника в среднем приходится не больше трех детей, в московских школах на одного сотрудника приходится 5—6 детей, а в школах-интернатах для умственно-отсталых — 10 детей.

Вполне естественно, что в таких условиях учреждения принимают характер приютов, в них отсутствует творческая работа, убивается стремление к исканию новых путей в работе с детьми. Только необыкновенная энергия персонала, любовь к делу и детям может поддержать учреждение на высоте, но конечно, при таких условиях, ненадолго.

В тех школах, которые находятся в тяжелых материальных условиях и имеют недостаточный штат персонала, нельзя говорить серьезно о проработке программ ГУС’а, об общественно-политическом и трудовом воспитании, о подготовке детей к самостоятельной трудовой жизни. Надо помнить, что излишняя экономия на этом деле в настоящем потребует значительно больших расходов у государства на содержание инвалидов в будущем.

 

ШКОЛЬНАЯ СЕТЬ

Развитие сети школ для слепых, глухонемых и умственно-отсталых детей идет сравнительно с потребностью в них, крайне медленно. В 1923/24 учебном году учреждений для слепых детей по РСФСР насчитывалось 22, в которых обучалось до 1.100 детей; для глухонемых имелось 44 учреждения, в которых было около 2.500 детей, и во всех вспомогательных школах для умственно-отсталых, как интернатах, так и экстернатах, — около 4.000 детей.

В настоящее время для слепых по РСФСР имеется 26 школ-интернатов как на государственном, так и на местном бюджете, в которых воспитываются 1.300 детей; для глухонемых имеем 50 учреждений (дошкольных и школьных) с 3.480 детей в них;

303

в школах для умственно-отсталых, как интернатах, экстернатах так и отдельных вспомогательных классах при нормальных школах — до 6.000 детей.

Из этих данных мы видим, что охват детей за последние два года увеличился: для слепых — на 18%, глухонемых — на 23% и умственно-отсталых — на 50%. Сравнительно быстро стала развиваться за последнее время сеть вспомогательных школ и вспомогательных классов в Москве и Ленинграде. В Москве насчитывается больше 20 вспомогательных школ, в Ленинграде всего до 113 вспомогательных групп, в которых воспитываются около 1.800 детей.

Значительно медленнее идет развитие сети вспомогательных школ по другим городам. Указанное развитие сети учреждений для слепых, глухонемых и умственно-отсталых далеко не удовлетворяет потребности в них. Из 30.000 слепых детей дошкольного и школьного возрастов по РСФСР мы имеем всего 4,35% детей в наших школах, из 65.000 глухонемых детей мы охватываем школами 4,95%, процент охвата умственно-отсталых детей вспомогательными школами также незначителен.

В связи с проведением в жизнь закона о всеобщем обучении остро должен быть поставлен вопрос и о развитии сети вспомогательных школ для умственно-отсталых, специальных школ — для слепых и глухонемых детей.

Жизнь пред’являет к нам такие требования, удовлетворить которые мы не имеем возможности при наличии существующей сети данных типов школ. На ряду с развитием школьной сети вообще должна расти и сеть вспомогательных школ, т. к. имеется определенный процент умственно-отсталых детей, нуждающихся в особых методах, особых приемах обучения, являющихся балластом в обычной школе, тормозящих работу школы и не получающих почти ничего для своего развития. Глухонемые дети, лишенные слуха, а отсюда и речи, но здоровые во всех отношениях, настойчиво стучатся в двери школы, но очень часто получают отказ. По Москве осенью 1926 года из 600 кандидатов глухонемых, было принято в школу только 150 детей, а остальные остались за бортом школы; около 100 глухонемых детей не могли быть приняты в Ленинграде, несмотря на то, что там в двух институтах для глухонемых обучается до 600 детей. Из других городов РСФСР получаются сведения, что школы отказывали десяткам ребят за неимением вакансий.

304

Меньший спрос имеется на школы для слепых детей и подростков вследствие того, что большая часть слепых — дети крестьян, мало еще осведомленных о том, что слепого можно обучать, живущих в большинстве случаев вдали от городов, имеющих специальные школы. Однако, существующая школьная сеть для слепых детей все же не удовлетворяет пред’являемых требований, и часть детей остается за бортом школы даже при настойчивых стремлениях попасть в нее.

Переходя к составу детей в школах, следует отметить, что подавляющий процент детей — сироты и полусироты; по социальному положению — почти исключительно дети рабочих и крестьян. Это относится как к школам для слепых, глухонемых, так и к вспомогательным школам-интернатам для умственно-отсталых детей, и об’ясняется условиями приема в них детей: поскольку сеть данного типа школ недостаточна, естественно — в первую очередь принимаются сироты и полусироты, а также дети рабочих и беднейших крестьян.

Здесь, кстати, необходимо отметить, что в каждой школе прием детей должен заканчиваться к началу учебного года, так как практикующийся до сего времени прием в течение всего года нарушает нормальный ход работы школы; следует учитывать и возраст принимаемых детей, т. к. нарушение этого условия заставляет создавать в школах добавочные мелкие подгруппы, что при незначительном штате педагогов является крайне затруднительным. Мальчиков и девочек в школах приблизительно одинаковое количество.

Нормальный возраст в дошкольных отделениях от 3 до 8 лет, в школьных — от 8—15 лет включительно и в группах для подростков — от 15 до 18—19 лет.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

Переходя к обзору педагогической работы детучреждений, приходится остановиться на следующих моментах:

а) образовательная работа (программы и методы);

б) труд;

в) организация детской среды и общественно-политическое воспитание;

г) формы учета работы детучреждений.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Все школы отмечают, что работают в основном по программам ГУС’а для школ первой ступени.

305

В школах слепых работа по программам ГУС’а безусловно возможна. На это указывает опыт нескольких школ: Смоленской, Воронежской, Донской, Костромской, Московской и некоторых других. Это отмечается и другими школами, находящимися на местном бюджете: Тульской, Пермской и Нижегородской; об этом свидетельствуют и все отчеты школ за 1925/26 учебный год.

Отсутствие зрения, разумеется, порождает чрезвычайно много трудностей в работе школы по программам ГУС’а, тем не менее эта работа проводится в школах, а в некоторых даже с заметным успехом1.

Естественно, что в школе для слепых проведение программ ГУС’а возможно только при наличии благоприятных об’ективных данных. Нельзя, например, применять экскурсионный метод, когда нет теплой одежды, обуви; нельзя работать активно — трудовым методом, при отсутствии учебных пособий, отсутствии учебной литературы, напечатанной шрифтом Брайля, досок Брайля и даже плотной бумаги, употребляемой для письма и других работ в школах слепых. К сожалению, есть школы, особенно из состоящих на местном бюджете, которые находятся в чрезвычайно неблагоприятных условиях.

При более внимательном анализе отчетов школ видно, что значительное место в работе школы слепых занимает словесная проработка материала и очень мало времени и места отводится активно-трудовому, исследовательскому методу. Наблюдается и подход к программам чисто формальный: соблюдаются колонки — природа, труд и общество, — но прорабатываются темы, часто оторванные от окружающей жизни, без учета особенностей края, местности, района.

Школы для глухонемых детей также в своей работе переходят на программы ГУС’а. Здесь особенностей в работе по программе ГУС’а еще больше, чем в школах для слепых детей. Достаточно указать, что учебная программа обычной школы 1-ой ступени, как указывают отчеты школ за 1925/26 год, прорабатывается даже с некоторым сокращением — в 8 лет. Следовательно, совершенно иной темп работы, совершенно иная планировка учебного материала.

306

В тех школах, где нет дошкольного отделения, приходится первое время тратить на подготовительные упражнения: чтение с губ, постановку речи и звуков, счет, игры и т. п. Огромная часть времени в школьных занятиях уделяется обучению и развитию устной речи. Достижения в этом отношении, как видно из отчетов 1925/26 г. далеко не одинаковы. Об’ясняется это очень многими причинами: наличием опытных сурдопедагогов, степенью обеспеченности надлежащими учебными пособиями, составом детей: если работа начинается с детьми с раннего возраста в дошкольных отделениях, результаты по развитию умственной речи в большинстве случаев хорошие; если же в школу принимаются дети в старшем возрасте, привыкшие уже к мимике, то достигнуть успехов в развитии устной речи трудно. Кроме того, эти переростки крайне неблагоприятно влияют и на младших детей, заражая их мимикой и тем затормаживая естественное развитие у них устной речи.

Обучение глухонемых детей особенно важно начинать в самом раннем возрасте. На успешность в развитии речи влияет также применение тех или других методов обучения речи. Как пример неодинаковых достижений в развитии речи у детей привожу несколько указаний из годовых отчетов школ:

Оренбургская школа глухонемых сообщает: при обучении устной речи применяется звуковой метод и метод целых слов Малиша.

Запас слов ребенка первой группы — около 200 слов.

    »       »         »        второй      »      —     »     600—700 слов.

Саратовская школа: Школа работает по аналитическому методу: 1 группа за год проходит 21 звук, 150 понятий, 20 легких фраз из обыденной жизни; 2-я группа заканчивает постановку всех звуков, строит элементарную речь в форме приказаний, вопросов и ответов из окружающей жизни ребенка в настоящем и прошением времени.

Калужская школа: 18 звуков, около 70 понятий в 1 группе; во 2-й группе — все звуки; научились составлять краткие предложения из обыденной жизни с употреблением союза «и», предлога «на» и глаголов в настоящем и прошедшем времени.

Вязниковская школа: Основным методом обучения речи является устно-звуковой метод (от звука к слову и к фразе). На первом году обучения усвоено до 100 слов с об’яснением соответствующих понятий, составлялись фразы из двух-трех слов. Во второй

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/GUo-1927/GUo-3011.htm